понедельник, 22 февраля 2010 г.

Мой брат Николай Чернухин




Мне кажется что, каждая девочка мечтает о старшем брате, который был бы для нее защитником и к которому можно прийти со всеми своими бедами.
В семье у нас три сестры: старшая Надежда, затем я, Вера и наша младшая сестренка. Конечно её назвали Любовью.
И был единственный брат, он на год младше нашей старшей сестры, росли они вместе, вместе ходили в школу.
Я же помню брата мало, всего несколько эпизодов более ярких, сохранились в моей памяти. У брата была широкая улыбка и добрые, светлые глаза. Он был самым сильным братом на свете.

Проснувшись как то рано утром, а брат собирался идти косить траву, я конечно же увязалась за ним. Посадил он меня на плечо, мы шли мимо нашего сада, дорога мне казалась дальней, а так радостно было высоко сидеть и далеко с братова плеча глядеть. Яркое солнце заливало луг, брат косил размашисто, казалось легко и весело. А я ходила и собирала в букет скошенные цветы.

Помню, любила встречать его со школы, смотрела на дорогу и завидев брата стремглав бросалась к нему. Как то осенью они классом ездили в поле на свеклу, в то время школьники всегда помогали колхозам в уборке свеклы и картофеля. Встретила я брата, он меня взял за руку. Иду рядом с ним счастливая. А он рассказывает как чистил свеклу от ботвы и земли и кидал ее в кучи, а я забегала немного вперед и смотрела ему в глаза и с таким интересом слушала его, будто он мне рассказывал об увлекательном путешествии.

А еще была печальная для меня история. Зимой Коля колол дрова, а я каталась с горы на санках. И вот забралась я на гору повыше, брат мне еще сказал. Что не надо так высоко подниматься, но мне так хотелось показать какая я бесстрашная и я все равно не боюсь скатиться на санках с высоты. И как в известном стихотворении:
«Вот качусь я в санках по горе крутой.
Вдруг свернули санки…»
И налетела я на лежащие под горой бревна…шишка на моем лбу выросла в тот же миг. Слезы от боли и обиды, что не смогла взять выбранную мной высоту, лились ручьем. А брат утешал меня и говорил, что я все равно самая смелая и бесстрашная девочка в мире и прикладывал снег к моему пострадавшему лбу.

Помню,как однажды он меня утешал.Старшая наша сестра учила уроки,а я приставала к ней,чтобы она дала ручку порисовать.И,видно,так ей надоела,что она дала мне подзатыльник.Я вышла на террасу и заревела,а когда увидела,что идет брат - еще горше заплакала.
- Ты чего плачешь? - наклонился он ко мне. - Что случилось?
- Надька мне ручку не дает, а я рисовать хочу!- заливаясь слезами, жаловалась я.
- Ну, хорошо, какую ты хочешь ручку? - тут он взял меня за руки. - Смотри, у тебя есть две ручки: вот правая, а вот левая...
Я задумалась,и заулыбалась…

Еще помню выпускной вечер брата. У нас был большой сад, где выпускники и праздновали после бала, свой выпускной. Собрались все его одноклассники, девочки хлопотали на кухне. Ребята расставляли столы и накрывали скатертью, носили тарелки, вилки, ложки, продукты. Конечно же, мне было весело и интересно, я вертелась тут же. И вот столы накрыты, все расселись, даже мне позволили с ребятами посидеть немного. Тут приехал директор школы. Все так засуетились, и пока он шел к саду, ребята попрятали со стола ликер. Я точно запомнила какой это был напиток и понимала, что при взрослых его пить ребятам нельзя. Директор был высокий и крепкий мужчина в черном пиджаке, улыбался, поздравлял всех собравшихся и потом тоже сел к столу. А меня, какая досада, отправили спать.

После школы брат уехал учиться, поступил в институт на ветеринарного врача, а через год ушел в армию. Нашей младшей сестренке, которую брат любил больше всех, было тогда всего полтора года. Люба совсем не помнит Колю и только по моим детским воспоминаниям и рассказам старшей сестры знает о нем. Знает каким он был добрым, внимательным и светлым человеком.

Любашка помнит только похороны брата, ей было три года.
Я училась в третьем классе, когда папа приехал за мной в школу. Была перемена, я увидела его и радостно побежала ему навстречу. А папа был такой серьезный, я даже растерялась. И он обратился ко мне как к взрослой:
- Собирайся домой. Коля погиб.
Мы ехали в машине домой, а я больше всего боялась увидеть маму. Во дворе уже были машины, ходили знакомые и незнакомые люди. Я вошла в дом, мама стояла возле стола вся в черном. Прошло двадцать восемь лет с того момента, а без слез и боли я не могу вспоминать эти события.

Наш Николай погиб как герой, прикрывая собой ребят, уходивших от неравного боя с душманами. Как погиб, нам рассказал спустя только двенадцать лет его сослуживец, приехавший из Украины навестить нас. Они были вместе в том бою.
При прочесывании кишлака в провинции Лагман их взвод попал в засаду. Завязался неравный бой, надо было уходить, но кто то должен был остаться и задержать противника. Добровольцами вызвались мой брат и его друг и земляк Алексей. Вместе они были с самого начала службы. Николай и Алексей приняли бой на себя, давая тем самым возможность уйти своим ребятам. Они знали и понимали, что это их последние минуты жизни и стояли они до последнего.

Уже после, когда кишлак взяли наши, выяснилось, что автомат брата был заклинен. Он перегрелся от стрельбы, а чтобы привести его в рабочее состояние, надо было прикладом с силой ударить обо что то твердое,например, о скалу. . Брат замахнулся прикладом и немного приподнялся, высунулся из-за скалы и… был сражен в голову пулей душмана.

У нас в школе класс носит имя моего брата, Чернухина Николая, а при входе висит мемориальная доска. Каждый год в школе проводят соревнования по футболу и хоккею в честь Николая. Мы, сестры, гордимся своим братом.
Хочется сказать спасибо и учителям школы и ребятам, всем нашим « афганцам» и просто односельчанам кто помнит о моем брате и о нашей семье.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ РАБАМ БОЖЬИМ ВОИНАМ НИКОЛАЮ И АЛЕКСЕЮ!!! ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ ИХ!!!


(Николай в нижнем ряду справа второй)

6 комментариев:

  1. В жизни каждого из нас есть воспоминания радостные и грустные и о последних говорить. гораздо трудней. Но есть те о которых. молчать нельзя. Это как раз такой случай. СЛАВА ГЕРОЯМ!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Прости Господи - вечная память. Прости Николай - я заплакал - Вера хорошо очень написала.

    ОтветитьУдалить
  3. Царствие небесное. Спаси Господи и помилуй отдавшего жизнь за други своя.

    Вечная память.

    ОтветитьУдалить
  4. Почему все не так, вроде все как всегда
    То же небо опять голубое, тот же лес,
    Тот же воздух и та же вода
    Только он не вернулся из боя.(В.Высоцкий)

    Сколько же их таких мальчишек никогда не станут взрослыми...
    Слава Героям! Вечная им память!

    Ирэн.

    ОтветитьУдалить
  5. Погибшие мальчишки.
    Кто знает, чья вина...
    Уже не возвратишь их.

    Утрата велика
    И горе безутешно.
    Сырая мать-земля,
    Храни сынов безгрешных!

    Пусть лунный свет ночей
    Их сон оберегает,
    Свет солнечных лучей
    Могилы согревает.

    Пусть будет им спокойно
    При Солнце и Луне -
    Ни холодно, ни больно,
    Не так, как на войне!

    Наташа(белка)

    ОтветитьУдалить